«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях ведется музыкально-оздоровительная работа, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В нашем садике «Малышка» прошел мастер- класс для воспитателей.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальности ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Я начинаю занятие с валеологической песни-распевки, дающая позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен, совмещаю с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен- занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.
Цель: обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты («Здравствуйте!»)
Дыхательная гимнастика.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- Улучшает дренажную функцию бронхов;
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. (Разработки Е.Косиной, Т.Куликовой, В.Цвынтарного)
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для профилактики заболевания верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. (Разработки В.Емельянова, М. Картуши
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм. В результате использования самомассажа повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. (Разработки А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанова)
Игровой массаж
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается,
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. (Разработки М.Картушиной, Е.Поддубная)
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется детьми. Формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. В результате речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательной активности. (Разработки Т.Боровик, Т.Тютюнниковой)
Музыкотерапия- важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. (Разработка Н. Ефименко)
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, его интересов.
Музыкальный руководитель: Подугольникова Т.Р.
«Золотая осень в гости к нам пришла»
В конце октября в музыкальном зале детского сада « Малышка» у детей прошел осенний праздник: «Золотая осень в гости к нам пришла». На дворе слякоть и холодно, а у нас царила теплая, доброжелательная атмосфера. В гости к детям приходили сказочные герои. Наши воспитанники принимали активное участие во всех номерах утренника: выразительно читали стихи, задорно танцевали, эмоционально исполняли песни, принимали активное участие в веселых играх. Дети были в восторге от данного праздника, так как продумано было все до мелочей: красивая атрибутика, костюмы героев, сюрпризный момент – корзина с сочными яблоками. Праздник в детском саду – это всегда удивительные чудеса, волшебные краски, звонкий смех воспитанников, море улыбок и веселья. Хоть и говорят, что осень унылая пора, дети получили много позитивных эмоций и впечатлений. Слова благодарности хочется выразить воспитателям, которые принимали участие в подготовке праздника, праздник получился веселым, ярким, увлекательным.
«Ритмопластика – как метод работы с детьми в рамках музыкально-образовательных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
«Интонация, мелодия, ритм, лад, гармония отражает окружающую нас действительность, природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества».
В.Сухомлинский.
В настоящее время, дети испытывают «двигательный дефицит», даже дошкольники большую часть времени находятся в статичном положении (перед телевизором, компьютером, лежа, за столом).
Нарушается осанка, координация движений, появляются проблемы с позвоночником, происходит задержка развития физических качеств.
Музыкально-ритмические занятия помогают активизировать и пробуждать интерес к деятельности, активизируют мышление, развивают внимание, память, концентрацию и внутреннюю собранность.
В нашем садике «Малышка», ритмопластика является оздоравливающим комплексом различных упражнений, которые выполняются под музыку разного характера, а так же и без музыкального сопровождения.
Развитие двигательной активности ребенка, является главной целью ритмопластики. Ритмопластические упражнения и музыкально-ритмические движения служат задачам музыкального воспитания.
Что же является моей задачей как педагога-музыканта при развитии пластичности у дошкольника?
- научить ребенка двигаться в характере музыки, передавать ее темповые и динамические особенности;
- помогать ребенку, усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развить память, слух, чувство ритма;
- сформировать художественный вкус детей, развить их творческие способности;
- помогать совершенствовать двигательные навыки;
- помочь приобрести умение владеть своим телом, укрепить мышцы, упражнения способствуют благотворному воздействию на органы дыхания, кровообращение.
А еще ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который развивает у ребенка пластичность, музыкальность, внимание, двигательную память, устраняет комплексы, развивает силу воли и раскрепощенность, подвижность и гибкость, способность импровизировать, фантазировать, творчески мыслить, ощущать свободу своего тела и владения им.
«Первый раз в первый класс»
В конце мая наш детский сад открыл свои двери для традиционного праздника, посвященного нашим выпускникам, будущим первоклассникам.
Дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. И нам всем хочется, чтобы этот день запомнился и детям и взрослым.
Воспитанники отправились в космическое путешествие по сказочным планетам вселенной. Дети остановились на планете «Детство», «Созвездии Талантов». Робота Бронислава на планете «Железяка» дети приветствовали зажигательным танцем. Не обошлось и без преград и трудностей, но дети победили «Лень» и прогнали «Двойку ». Конечной остановкой была планета «Школа». Детям подарили подарки и слова напутствия в школу.
Выпускники пели веселые, задорные песни, танцевали оригинальные танцы, играли в интересные игры.
В конце праздника дети запустили в небо разноцветные шары с пожеланиями.
Пусть дальнейший путь наших выпускников будет интересным, насыщенным, а мечты и желания непременно сбудутся.
Музыкальный руководитель: Подугольникова Т.Р.
Заметка о проведении мероприятия «8 Марта».
Весенний лучик пусть пробьется
Пусть не скрывает солнце тень.
С утра пусть каждый улыбнется –
Сегодня праздник – женский день!!!
Наступила долгожданная весна. А это значит, что мы отмечаем праздник 8 Марта — это день, когда дети поздравляют любимых и дорогих мам, ведь мама – самый близкий и родной человек на земле. С 3-6марта в нашем ДЕТСКОМ САДУ № 5 «МАЛЫШКА» состоялись утренники, посвященные Международному женскому дню. Наши дети рассказывали стихотворения, пели, танцевали и участвовали вместе со своими мамами в конкурсах. Конечно, какой праздник без веселых героев. Нас посетили Карлсон и няня Фрекен Бок и клоунесса Ириска, ученый кот. Было очень весело и интересно играть с нашими героями. Они оставили неизгладимые впечатления! Не обошлось и без подарков! В конце ребята вручили мамам подарки, сделанные своими руками. На такой красивой ноте завершился наш весенний праздник, доставивший много радости и приятных впечатлений всем гостям.
«Осенние утренники в МАДОУ» Малышка»
Праздник осени в детском саду является одним из любимейших мероприятий, ведь именно во время торжественных утренников ребятишки могут и повеселиться, и на других посмотреть, и себя показать. И не смотря на то, что осень называют» унылой порой», тем не менее, то, как не дети больше всего радуются яркому украшению зала. В течение недели красавица Осень заглянула в каждую группу: и к большим, и к маленьким, никого не оставив без внимания. В гости к ребятам ясельных групп приходил зайчик со сказочными героями ребята танцевали с листочками, играли с грибочками, с зонтиком, читали стихи. Царила атмосфера доброй сказки, дети получили массу впечатлений на весь день. Осень встречали дети средней группы песнями, танцами, стихами, как дорогую гостью. Настроение создавал своими шутками- прибаутками клоун Фунтик. Дети старших групп исполняли танцевальные композиции, пели очень красивые песни, читали стихи. Появление на празднике сказочных персонажей вызвало бурю радостных эмоций. На празднике побывала баба-яга с гусятами, сорока- белобока, после которых ребят ждало приключение: поиск спрятанных угощений. Праздник доставил радость и удовольствие, как участникам, так и всем кто пришел посмотреть на выступление детей.
Браво всем артистам и участникам!
Подугольникова Т.Р.
«Классическая музыка в детском саду».
Приобщение дошкольников к музыке, к миру искусства ведется систематически в течение всего учебного года. Классический репертуар, используемый на занятиях, позволяет развивать каждого ребенка музыкально, интеллектуально, эмоционально. Знания, полученные на занятиях, отражаются в игровой деятельности наших воспитанников. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их. Приведу несколько примеров по проекту. Знакомство с симфонической сказкой с. С. Прокофьева» Петя и волк» Дети на занятиях слушают сказку в инструментальном, симфоническом исполнении. После знакомства со сказкой дети с удовольствием угадывают персонаж и озвучивающий его инструмент. Знакомство с» Детским альбомом» П.И.Чайковского, слушают пьесы, читают стихи В. Лунина, написанные на музыку альбома. Дети разучивают и играют в оркестре, а затем исполняют эти пьесы на праздниках. В дальнейшем мы планируем организовать выставки художественных работ по мотивам произведений классической музыки, созданных воспитанниками. В реализации проекта очень важна помощь семьи. В нашем дошкольном учреждении замечательные ,инициативные родители они помогают нам реализовывать проект участвуют в инсценировках, театральных постановках. Классическая музыка обогащает детей, формирует представление о прекрасном, создает у дошкольников мотивацию к занятию искусством.
Подугольникова Т.Р.
«Формирование общей культуры личности детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному искусству»
27 марта, на базе нашего МАДОУ №5 «Малышка», прошло методическое объединение музыкальных руководителей города по теме: «Формирование общей культуры личности детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному искусству». Где я, поделилась своим опытом работы и показала открытое занятие в средней и старшей группе. Как через игру на детских музыкальных инструментах, приобщаю детей к музыкальной культуре. В средней группе дети знакомили гостей с музыкальными инструментами на которых они умеют играть, с ритмическими колокольчиками «Бом» и «Ди-ли» и разнохарактерными смайликами, которые помогали ребятам исполнить пьесу Д. Шостаковича «Вальс шутка». Ребята показали, как правильно владеть приемами игры на музыкальных инструментах и ритмически верно исполнять пьесу. Дети чутко реагировали на слова, показали себя, как настоящие музыканты. Занятие закончили веселой разминкой «Весенняя капель». Гости отметили у детей хорошее чувство ритма, музыкальный слух и внимание. В старшей группе, мы предложили нашим гостям, окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомство с характером, внешним видом – первый шаг к звуковому образу. Поиграли в игру «Найди свою группу музыкальных инструментов» ребята быстро справились с заданием , каждый нашел свою группу струнных, клавишных, ударных и духовых инструментов. Ответили на вопросы, какими качествами должен обладать музыкант, ребята перечислили все основные качества. Мы проверили, есть ли такие качества у наших детей. Дети, прочитав ритмический рисунок, определили название музыкального произведения, прохлопали ритм и исполнили на различных музыкальных инструментах «Озорную полечку» Филиппенко. Закончили мы наше познавательное занятие веселым танцем «Барбарики» Татьяны Залужной.
Так в игровой форме я знакомлю детей с основами музыкальной грамоты, с музыкальной культурой, развивая при этом музыкальный слух и чувство ритма.
- конспект ритмопластика
- Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
- Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.
- Музыка-первое слово
- Зачем вашему ребенку нужна музыка
- Музыка начинается в семье
- Музыкотерапия
- Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка (1)
- Музыкотерапия
- Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
- Музыкальные игры с ребёнком дома
- учим ребенка слушать музыку
- Для родителей 1 мл гр новый год